В своё время на форуме барабанщиков drumspeech.com была опубликована моя статья о том, как сделать занятия на барабанах более эффективными. Прошло некоторое время, и мне хотелось бы ознакомить вас с новой, дополненной версией данной статьи, т.к. вопрос как распланировать занятия на барабанах и сделать их максимально продуктивными - актуален всегда...
В своё время на форуме барабанщиков drumspeech.com была опубликована моя статья о том, как сделать занятия на барабанах более эффективными. Прошло некоторое время, и мне хотелось бы ознакомить вас с новой, дополненной версией данной статьи, т.к. вопрос как распланировать занятия на барабанах и сделать их максимально продуктивными - актуален всегда.
В чем разница между хорошим барабанщиком и обычным? И первый, и второй могут практиковаться в игре на барабанах одинаковое количество времени, опыт может быть схож, но первый всё равно играет лучше второго. Почему так происходит. Ответ прост: дело не в таланте, дело в подходе барабанщиков к процессу тренировки. Очень важным, можно сказать ключевым аспектом в вопросе занятий на барабанах является процесс самого занятия и подхода к нему. После более двадцатилетнего опыта преподавания игры на барабанах, в том числе и в своей барабанной школе DRUMSCHOOL №1, я пришел к выводу, что большинство студентов просто не понимают, что им даёт практика. Это происходит из-за непонимания как стоит распланировать свою тренировку. Я недаром употребил именно слово "тренировка", т.к. занятия музыкой очень схожи со спортивными тренировками. Хороший спортсмен тщательно готовится к каждому соревнованию, он работает с тренером так же, как музыкант работает с учителем. Только если каждое занятие спортсмена тщательно распланировано, и это своего рода норма в спорте - определенная последовательность упражнений, то в музыке всё больше на интуитивном уровне, что далеко не всегда приводит к высоким результатам. Итак, я бы хотел поделиться с вами некоторыми простыми, но эффективными способами планирования своих тренировок игры на барабане для достижения максимального эффекта.
1. Расписание. Первый шаг - составление расписания. Возьмите листок бумаги и выпишите, в какой день, в какое время и сколько времени вы можете потратить на занятия на барабанах. Дальше составьте список тем, которые требуют особого внимания - это могут быть "барабанные рудименты", "координация ног" и т.д. Занятие разбейте на 15-минутные отрезки - так вы сможете работать над конкретной областью, будете максимально сконцентрированы на отработке и улучшении определенного элемента. При этом за 15 минут вы не успеете сильно перетрудить мышцы и устать. Увлекшись отработкой определенного элемента, можно забыть про время, или наоборот постоянно отвлекаться на часы. Чтобы исключить этот отвлекающий фактор, воспользуйтесь таймером. Как только таймер зазвонит, остановитесь и сделайте 5-минутный перерыв - дайте мышцам отдохнуть, а мыслям переключиться на следующую тему. После перерыва опять установите таймер на 15 минут и приступайте к отработке следующего элемента. Подобные ежедневные занятия позволят вам значительно повысить технику игры на барабанах, поскольку в этом случае вы будете осознанно отрабатывать каждый элемент, и сможете контролировать каждое свое движение, что позволит сразу выявлять ошибки и исправлять их.
2. Место. Совершенно очевидно, что для хорошего полноценного занятия на барабанах, должно быть и хорошее место. Несмотря на то, что барабанщик может практиковаться где угодно, вооружившись тренировочным пэдом и палочками, лучше, если вы найдете свое пристанище, где вы сможете заниматься регулярно и полностью уходить в процесс тренировки. Это может быть класс в барабанной школе, гараж или подвал у друзей - главное чтобы вы могли играть в свое удовольствие, погружаясь в процесс игры на барабанах.
3. Концентрация на занятии. Теперь, когда вы определились со временем и местом, проведения своих тренировок, самое время поставить перед собой цель. Сама мысль, что вы хотите научиться хорошо играть на барабанах, как один из ваших любимых барабанщиков, может показаться вам достаточной, зачем ещё какая-то цель? И так всё понятно. Однако давайте ненадолго вернемся к теме спорта и обратим внимание на то, как тренируется профессиональный спортсмен. У него всегда стоит цель. Цель подготовки к соревнованиям, и отталкиваясь от этой цели, он выстраивает свои тренировки, для достижения лучшего результата. То же самое и у музыканта - должна быть конечная цель, будь то выступление на большой сцене, подготовка к своему первому концерту, записи в студии или цель красиво сыграть на чьем-либо дне рождении, чтобы все обомлели.
Цель должна быть всегда. Путь к ней может быть длинным и тяжелым, и без концентрации на каждом своем шаге, мы не сможем достигнуть желаемого. Большая часть концентрации состоит в том, чтобы осознанно делать правильные вещи и делать их основательно. Можно сколь угодно долго тренироваться, но делать это бездумно и бесцельно и в итоге не получить желаемый результат. Занятие ради занятия не имеет никакого смысла. Всегда контролируйте то, что вы делаете. Сравнивайте с конечным результатом, которого вы хотите добиться, анализируйте свои ошибки и исправляйте их. Безусловно, проще достичь результата, когда вы не только концентрируетесь на занятии, но и рядом есть опытный преподаватель, который будет со стороны видеть огрехи, подсказывать, как их исправить и направлять. Но, даже играя на барабанах самостоятельно, никогда не занимайтесь бесцельно. Думайте о том, что вы отрабатываете, и слушайте, что нужно улучшить в игре.
4. Настрой. Эта часть занятий включает в себя необходимость позитивного настроя и визуализизации будущего успеха. Очень важно, с каким настроем вы подходите к занятиям. Если вы заранее "запрограммируете" себя на неудачу, то вы неосознанно будете искать подтверждения того, что ничего не выйдет и как результат - ничего и не получится. Это происходит из-за боязни неудач. Таким образом, мы заранее оправдываем себя, почему у нас не получилось в итоге, не понимая, что мы сами себя настроили на неудачу - в итоге получаем замкнутый круг. При этом если вы будете настраивать себя на успех, то вероятность победы значительно возрастает. Учитесь контролировать настроение и свои мысли сразу, потому как потом на сцене это будет делать уже поздно. Старайтесь настроить себя максимально позитивно до и во время занятия на барабанах. Говорите себе, что у вас всё получится, и что у вас хорошо получается играть на барабанах и чем дальше, тем лучше у вас это выходит. При необходимости, обсудите свои страхи и проблемы с преподавателем или с кем-то кто сможет вас поддержать.
5. Метроном. Очень важно регулярно заниматься с метрономом, особенно когда вы работаете над чувством времени.
Хотя вначале метроном может откровенно раздражать и понижать самооценку ("Неужели у меня такое плохое чувство ритма?"), но вы скоро заметите, как стали играть лучше. Когда вы пробуете играть сложные ритмические рисунки, то используете метроном как основу. Если у вас не выходит сразу играть в необходимом темпе, то сначала снизьте скорость метронома до того уровня, в котором вам будет комфортно играть, а затем постепенно ускоряйтесь. Запомните! Метроном необходим, чтобы контролировать скорость игры на барабане, а не саму игру! Скорость приходит с хорошей техникой, а не наоборот.
6. Очищение от мыслей. Процесс очищения своего сознания от лишних мыслей можно больше отнести к моменту подготовки к тренировке. Когда мы идем играть на барабанах, у нас в голове находится огромная стая мыслей - что нам нужно сделать, что-то не забыть и т.п. Эта "стая" в процессе занятия на барабанах может сильно отвлекать и мешать концентрации на занятии. В связи с этим, перед тренировкой нам необходимо очистить свое сознание от лишних мыслей. Сделать это можно разными способами, одним из самых простых и действенных способов использует хороший друг нашей барабанной школы, барабанщик с мировым именем Бенни Греб (Benny Greb). Он делает следующее - берет листок бумаги, выписывает, что ему необходимо сделать после занятия (сходить за хлебом, позвонить другу, помыть машину и т.п.), оставляет этот листок у входа и с "очищенной" головой идет играть на барабанах. После окончания тренировки, он берет листочек и напоминает себе, что нужно сделать. Всё очень просто.
Выполняя эти простые рекомендации, вы сможете сделать ваши занятия на барабанах значительно эффективнее и сможете быстрее достичь желаемого результата. Никогда не забывайте, контролировать себя, чтобы вовремя замечать ошибки и исправлять их. Чтобы процесс пошел легче и еще быстрее, найдите хорошего преподавателя по игре на барабанах, который помогал бы вам совершенствовать свои навыки и технику игры на барабанах. А лучше приходите на занятия в нашу барабанную школу DRUMSCHOOL №1, где вы сможете найти и уютные классы для комфортного занятия на барабанах и профессиональных тренеров, которые сами обучались у мастеров игры на барабанах с мировым именем, таких как: Benny Greb, JoJo Mayer, Dennis Chambers, JP Bouvet, Virgil Donati.
Александр Климович.
Директор барабанной школы DRUMSCHOOL №1 - Барабанная Школа А.Климовича