Постановка игрового аппарата
Необходимым условием успешного обучения игре на ударной установке является преодоление излишнего мышечного напряжения. Учитывая комплексный характер технических задач (техника игры руками, техника ног, взаимодействие рук и ног), вопросы постановки игрового аппарата необходимо рассмотреть более подробно.
Техника
Существует ёмкое определение техники - это скорость плюс аккуратность игры. Обучение каждого барабанщика, с целью достижения этих качеств, начинается с освоения базовых элементов техники, в которые входят:
Постановка
Звукоизвлечение
Посадка
Надо отметить, что для достижения лучших результатов в отработке техники необходимо проконсультироваться у опытного педагога. Также, в плане постановки рук, можно порекомендовать видеошколы Дейва Вейкла «Back To Basics», «Evolution».
Рассмотрим вкратце вышеперечисленные элементы техники.
1. Постановка
В настоящее время в мировой и отечественной практике используются два вида постановки рук:Фотографии 3 и 4 демонстрируют правильный вариант постановки. Обратите внимание, палочка зажата между большим указательным и средним пальцами, образующими точку опоры («замок»), и оставшиеся два пальца не сжимают палочку, а лишь поддерживают ее снизу.
Место на палочке, в котором нужно её держать большим и указательным пальцами, определяется так: возьмите палочку этими пальцами, затем уберите большой палец и дайте ударной части палочки свободно упасть на барабан. Затем повторите эту процедуру, перемещая захват по палочке. Наиболее «живой» отскок укажет вам нужное место для «замка». Следует заметить, что эта точка не совпадает с центром равновесия палочки.Между большим и указательным пальцами должно быть небольшое расстояние (фото 5). Не нужно прижимать большой палец к ладони.
Подушечки среднего и безымянного пальцев (а в большинстве случаев и мизинца) не должны отрываться от палочки. Исключение составляют упражнения, играющиеся только «в замке».
Параллельная постановка рук подробно рассмотрена в многочисленных школах и учебных пособиях, изданных как у нас в стране, так и за рубежом. В связи с этим, считаю целесообразным, подробнее остановиться на основных моментах, связанных с параллельной постановкой.
традиционная, классическая постановка, (фото 1) берет свое начало от военных оркестров. Характерной чертой ее является специфическое положение левой руки, связанное с наклонным положением малого барабана; параллельная постановка рук, (фото 2) получила широкое распространение в наше время. Отличительной чертой этого способа игры является принцип одинакового (параллельного) удерживания барабанных палочек как правой, так и левой рукой. На мой взгляд, параллельная постановка рук имеет ряд преимуществ. Во-первых, унифицируется способ игры как на звуковысотных ударных инструментах (ксилофоне, вибрафоне, литаврах и др.), так и на установке. Во-вторых, целый ряд приемов игры на большом комплекте ударной установки удобнее исполнять в параллельной постановке рук. Многие выдающиеся барабанщики в одинаковой степени владеют и той и другой постановкой рук, что существенно расширяет их исполнительские возможности.
Следует заметить, что эта точка не совпадает с центром равновесия палочки.Между большим и указательным пальцами должно быть небольшое расстояние (фото 5). Не нужно прижимать большой палец к ладони.
Подушечки среднего и безымянного пальцев (а в большинстве случаев и мизинца) не должны отрываться от палочки. Исключение составляют упражнения, играющиеся только «в замке».
Параллельная постановка рук подробно рассмотрена в многочисленных школах и учебных пособиях, изданных как у нас в стране, так и за рубежом. В связи с этим, считаю целесообразным, подробнее остановиться на основных моментах, связанных с параллельной постановкой.
В результате:
Палочка может двигаться гораздо быстрее;
Легко достигается естественный отскок;
Пальцы, поддерживающие палочку, активно участвуют в ударе, контролируют скорость и амплитуду движения палочки; Мышцы запястья практически не устают.
Основные моменты:
Большой палец лежит на палочке параллельно ей, не «съезжая» вбок.
Барабанные палочки в обеих руках держатся совершенно одинаково, большим, указательным и средним пальцами, и являются как бы продолжением руки. При этом следует иметь в виду, что барабанная палочка фиксируется между первой и второй фалангами среднего пальца, слегка прижимается «подушечкой» большого пальца, а остальные пальцы в полусогнутом положении свободно располагаются вдоль палочки. Плечи и локти исполнителя находятся в свободном положении, не прижимаются к туловищу, но и не разводятся широко в стороны. Предплечье и кисть как бы образуют прямой угол по отношению к свободно висящему локтю. При игре необходимо обращать серьезное внимание на раскрепощенность движений, не допускать зажатости мышц. Следует также иметь в виду, что крупная техника и мощное звучание достигаются за счет большой амплитуды подъема рук (плечо, предплечье, кисть), а более мелкая техника и изящное звучание достигаются в основном, за счет кисти и пальцев.
Техника игры ногами на ударной установке (большой барабан, хай-хэт, 2 больших барабана, 2 хай-хэта) значительно усложнилась и разнообразилась с развитием новых жанровых направлений, таких, как рок, джаз-рок, фанк-рок и др. В связи с этим роль большого барабана и хай-хэта в контексте темброво-ритмической фактуры значительно возросла. Появились новые технические приемы игры ногами, такие как «пятка - носок», «качающаяся ступня», для исполнения которых требуется специальная подготовительная работа.
При игре на ударной установке необходимо, чтобы корпус исполнителя был прямым, свободным, без большой опоры на ноги.
Важно понимать, что занимаясь на ударной установке, прежде всего, тренируется мозг, а затем уже руки и ноги. Осознанной и вдохновенной ваша игра может стать только при активной работе сознания.
Настоятельно рекомендую всем учащимся записывать в специальный блокнот свои удачные мысли, а также исполнительские особенности выдающихся мастеров. Это поможет постепенно собрать «банк» идей, найти собственную концепцию игры, более углубленно изучить и познать бесконечный мир музыки.